Кэтрин М. Бриггс «Эльфы в традиции и литературе» Оригинальное название: Fairies in Tradition and Literature * Пер.: С. Печкин * Издательства: Арес * Выход: 2007
О том, как фэйри стали эльфами
В последние годы все больше появляется маленьких издательств, которые мизерными тиражами выпускают книги «на любителя». С одной стороны, читатель наконец получает довольно редкие тексты, с другой — качество издания обычно оставляет желать лучшего.
Всё это касается и книги «Эльфы в традиции и литературе» из безымянной серии московского издательства «Арес». Работа Бриггс — очень интересная, она полна редких фактов и цитат. Как и несколько других произведений этой исследовательницы, «Эльфы» выходили в составе энциклопедии «Волшебные существа» А. Горелова («Азбука», 2005), но ныне мы имеем дело не с компиляцией, а с исходным текстом. Бриггс описывает типы эльфов, связанные с ними сюжеты из фольклора и литературы, наконец, приводит внушительные перечни народов фэйри и отдельных его представителей. В минус книге — ужасающе безграмотное предисловие издателей, местами невнятный перевод и полиграфия на уровне 90-х годов прошлого века.
Итог: и все-таки это книга, которую я не раз буду перечитывать.
Добавлено (08.06.08, 12:12)
---------------------------------------------
Розмари Эллен Гуили «Энциклопедия ангелов»
Оригинальное название: The Encyclopedia of Angels * Пер.: Ю. Соколов * Издательства: Вече * Выход: 2008
Обстоятельная ангелология
Как это ни парадоксально, в повседневной жизни мы частенько сталкиваемся с ангелами. Не верите? Оглянитесь вокруг: пухлощекие херувимчики над входом в магазин для молодоженов, часы с Амуром и Психеей на антикварном развале, сахарный ангел на именинном торте...
Вот только наши о них представления зачастую очень скудны. Энциклопедия Розмари Гуили помогает узнать больше об ангелах, какими их мыслили люди разных эпох и стран. Что важно: исследовательница не скатывается ни в религиозные проповеди с придыханием, ни в скептические развенчания «примитивных суеверий». Ее интересуют факты — и Гуили излагает их, подкрепляя цитатами и ссылками на дополнительную литературу. Ангелы в религии и мифологии, инопланетные «ангелы», духи природы и божества из культа вуду, святые, которые сталкивались с ангелами, ангелы в литературных произведениях и в скульптуре, имена ангелов и ангельские алфавиты... — все это лишь толика тем, освещенных в книге.
Итог: уникальная энциклопедия, хорошо переведенная и богато иллюстрированная.
Добавлено (08.06.08, 12:13)
---------------------------------------------
Ричард Бахман «Блейз»
Оригинальное название: Blaze * Психологический триллер, мистический детектив * Вид книги: Роман, рассказ * Пер.: В. Вебер * Издательства: АСТ * Выход: 2008
У каждого маститого писателя есть легендарные Сундуки, Ящики Письменного Стола и Чердаки, где хранятся черновики рукописей и прочие артефакты творчества, способные в будущем обогатить не одного предприимчивого потомка. Впрочем, наиболее сообразительные авторы и сами не прочь в тяжелую годину припасть, так сказать, к истокам: то в интернете выложат фрагмент «затерявшегося», то книжку издадут с «ранними версиями». Бизнес есть бизнес.
Жаль, не у всех хватает профессионализма и чувства собственного достоинства, чтобы доработать, а то и переписать наново то, что они собираются явить «граду и миру». Стивен Кинг оказался честнее многих коллег. Из «сундука» (а точнее, из коробки с архивами) он извлек на свет старый роман «Блейз», написанный в 1973 году — после «Ярости», «Долгой прогулки», «Дорожных работ» и «Бегущего человека». Первые произведения Кинга, как известно, поначалу никто не хотел печатать; он опубликовал их много позже и под псевдонимом «Ричард Бахман». Действительно, ранний Кинг — совершенно другой автор: в его произведениях мало фантастики и мистики, много психологии и очень динамичный сюжет. «Блейз» не стал исключением, точнее — «Блейз», каким мы его можем прочесть, ведь Кинг практически переписал его, выбросив, как он сам признаётся, всю «плаксивость». Ну, или почти всю.
Главный герой «Блейза» — громадный парень, которого в детстве отец-алкоголик несколько раз сбросил с лестницы. Затем было многое: приют для мальчиков, первая дружба и первая судимость… Мы встречаемся с Блейзом в тот момент, когда он собирается угнать со стоянки автомобиль. Молодому уголовнику помогает приятель по имени Джордж… вот только Джордж, как выясняется, несколько месяцев назад умер. Его голос звучит в голове у Блейза — парня простоватого и во многих вопросах несведущего, с провалами в памяти и прочими «прелестями», вызванными тем давним падением. Джордж помогал Блейзу при жизни (разумеется, не без выгоды для себя), он же задумал провернуть одно дельце, после которого напарники окажутся обеспечены до конца своих дней. Теперь Блейз остался один, но отступать не собирается. И он угоняет машину, чтобы подготовиться к более серьезной краже: похищению младенца, наследника очень богатой семьи…
Как всегда, Кингу удалось очень тонко и убедительно изобразить характеры персонажей. И выжига Джордж, и агент ФБР Стерлинг, и другие люди, хорошие и плохие, которые встречались Блейзу в жизни, не выглядят картонными или надуманными. Кинг точен в деталях, и хотя он постарался уйти от примет времени, в романе узнаётся Америка семидесятых годов прошлого века.
Конечно, сам Блейз — в чем-то предтеча более поздних гигантов-простаков Кинга, скажем, того же Джона Коффи из «Зеленой мили». Однако Блейз — заблудшая душа; он, в отличие от Коффи, подвержен дурному влиянию, не всегда различает, что хорошо, а что плохо. Кинг создал противоречивого и в чем-то трогательного персонажа. И, пожалуй, лучшие страницы романа — это моменты общения Блейза с ребенком, к которому этот здоровяк относится с искренней заботой.
Итог: книга ничуть не хуже других бахмановских, читается влет. Это не писательский «неликвид», подсунутый читателю в момент финансовых затруднений автора, но вполне достойный, профессионально написанный роман.