Зачем романтику звезды? Девушки коварны. Особенно в романтический период. Иной раз после романтической встречи осознаешь себя на краю цивилизации, у одинокой женской общаги, в кромешной темноте. Ночь на дворе. Глухая. Романтика! Фонари не горят (или их просто нет), но надо куда-то идти. И вот, выбирая наугад дорогу, ты бредешь куда глаза глядят, а вернее, куда не глядят. Ночь безлунная, на небе - сплошная пелена. Короче, глаз коли.
Дороги обозначают только одиноко спешащие домой машины. Но куда они едут? Дом, милый дом, где ты? Спасибо, что хулиганы уже спокойно спят в своих кроватках. Заботливые маменьки уже отпоили их крепким чаем и задвинули под кровать попачканный тазик. Только ты, романтик, бредешь неизвестно куда. Под ногами то ли канавы, то ли какой-то хлам. Но ноги еще целы.
И вдруг, о небеса, краем глаза замечаешь веселое подмигивание. Одна звездочка, две звездочки, а лучше всего - пять звездочек… И вот они уже перемигиваются между собой в прогале облаков и весело смеются: «Куда ты бредешь, романтик? Твой дом в другой стороне.» Спасибо древним авторам, которые расположили на небе иллюстрации своих развратных историй. Если бы не они, то где бы ты был? Вот, наконец, путеводная звезда осветила тебе путь. Вперед! А вернее, назад! И вот, наконец, дом, милый дом.
И как же помогут звезды романтику?
Конечно, главное - это те самые развратные истории про жителей Олимпа, нисходящих на приятных земных толстушек, одиноко томящихся в башнях. То в виде золотого дождя, то - какого-нибудь животного с рогами и копытами. Все эти истории очень романтичны и увлекательны. Правда, сегодня многие из них могут быть отнесены к зоофилии или еще к чему покруче.
Тихо лежа в стогу под холодным августовским небом, испещренным бриллиантами звезд, можно вспомнить про Зодиак. А также про планеты, аспекты и прочую астрологию. Но увлекаться не стоит. Поскольку может оказаться, что девушка в астрологии гораздо больший знаток. В противном случае - это просто скучно.
А еще можно вспомнить основы оккультизма и легендарного Гермеса Трисмегиста с его смарагдовыми, то бишь изумрудными, скрижалями. В них он написал, что все, что наверху, подобно тому, что внизу. Оккультисты-то думают, что это все буквально. Орионы там, на небе, всякие, Лебеди и прочая живность. Все как на Земле. Но в приложении к ориентированию на небе это подобие называется проекцией. Всего лишь навсего. И таинственные хрустальные сферы древних сегодня называются небесной сферой, на которую проецируются звезды и прочие светила. А также Земля со своими полюсами и экватором.
Но основная помощь романтику от звезд состоит в том, что они всегда укажут ему верный путь. Компас может уйти к зарытой пятьдесят лет назад огромной цистерне. Солнце в романтический час уже не светит. В навигаторе сели батарейки. А идти надо.
Что для этого необходимо?
Сначала нужно изучить эти самые звезды. Их взаимное расположение. Изучать можно с помощью звездных карт или атласов. Еще лучше приобрести программу-планетарий. Только придется периодически выбегать на двор сверяться с небом. Самый продвинутый вариант обучения - мобильный планетарий-навигатор. Стоит он довольно дорого, но при этом не придется бегать домой подсматривать в компьютер. Все карты на руках, да еще они по небу определяются сами собой.
Взаимное положение звезд необходимо выучить так, чтобы по отдельному фрагменту неба выяснить, где находится Северный полюс (или Южный). Все знают пример с двумя ковшами Медведиц. Эту картинку рисуют еще в детских книжках. По дальней от «ручки» стороне «ковша» находится Полярная на расстоянии пяти отрезков между «дном и покрышкой». Такие же схемы можно построить и на других характерных фигурах. Например, на квадрате Пегаса или Большом летне-осеннем треугольнике.
Для того чтобы четко себе представлять, где находятся какие части небесной сферы и как они соотносятся с Землей, надо хотя бы в общих чертах представлять себе сферическую геометрию. И вообще, необходимо иметь хорошее пространственное восприятие. Если ваш будущий романтик еще посапывает в детской кроватке, то лучше всего приступать к воспитанию пространственного мышления года в 4-5. Полагаться на школьный курс черчения или институтскую «начерталку» нельзя. Они просто формализуют существующее мышление. Кто не успел - тот опоздал.
Конечно, надо очень хорошо понимать, зачем нам Север (или Юг) и куда же нам надо идти. Без знания, хотя бы в общих чертах, карты, на которой ты находишься, никуда не придешь.
В чем еще могут помочь звезды?
Романтическая встреча может закончиться не так буднично, как описано вначале. После такого «праздника» можно очнуться в другом темном месте. Так, что звезды видны только в щель сарая, а Полярная скрывается за соседней горой. И первыми вопросами в этой ситуации бывают не два извечных русских вопроса, а - «Кто я?» и «Где я?». И вот на второй вопрос, как раз, и помогут ответить звезды. Надо только четко представлять какие звезды появляются в какой момент времени дня и времени года. Например, если вы вдруг обнаружили, что над головой среди лета вознесся Орион, то это явно не Россия. Это, скорее даже, Америка Северная. А если над головой вообще нет ни одного «романтического» созвездия, отправленного на небо древними греками, а только сплошная техника или геометрия (Южный Крест или Октант), то тут явно Южный полюс ближе, чем Северный. Если над головой Зодиак, то тут уже экватор недалеко.
А что же не может помочь романтику?
В поиске пути многие детские, а часто и не детские книжки отсылают нас то ко мхам и лишайникам, то к разросшимся травам и наклоненным деревьям или даже муравьиным домикам. То к церквам и кладбищам.
Вся беда в том, что всем этим объектам совершенно все равно, где находится север или юг. Лишайники любят влажность, трава и муравьи - тепло. А деревья наклоняются вообще в разные стороны. Либо в зависимости от ветра, либо отстраняясь от тропинок (ох, не любят они нас, романтиков). При строительстве церквей могут быть допущены ошибки измерения. Короче, полагаться на все это - значит не любить себя и надеяться на русский «авось», что настоящему романтику совершенно непозволительно. Да и вообще в «романтический» час всего этого не видно. Как и карты, компаса и дороги под ногами.
Заключение
Спасибо древним «романтикам», которые оживляли свое небо, заселяя его астральными духами. Спасибо древним астрологам, которые научились высчитывать положение звезд и планет. Спасибо современным ученым, которые все это разделили на точные и гуманитарные науки. И спасибо нам самим, когда практикуем свои возможности, изучая все эти такие разные направления «романтических» звездных наук. Здесь найдет для себя возможность развернуться и естественник с математическим складом ума и гуманитарий, обожающий легенды и мифы Древней Эллады и мистик, мыслящий совсем иными категориями. А все вместе это способствует совершенному гармоническому мышлению, так любимому древними.
Что такое «романтика» и немного бурных морей на закуску
Слова с течением времени меняют свой смысл. По разным причинам - меняется реальность, меняются и слова.
Вот например: зачитать раньше означало взять книгу и не вернуть, а теперь означает огласить текст (зачитайте обращение). Уборная первоначально была только комнатой для переодевания (убора) артистов, потом превратилась сами понимаете во что (как, впрочем, и туалетная). Обязательный в 19 веке и первой половине 20-го означало - точный в исполнении обещаний: Амвросий Фокич человек обязательный, если сказал, что будет - непременно придет. Теперь обязательный - значит непременный. И так далее. Таких слов много, следить за ними бывает весьма интересно.
Но бывают и неприятные изменения. Вот такой пердюмонокль случился со словом (понятием) РОМАНТИКА. Романтика, романтизм - интуитивно это нечто противоположное мещанству, обывательству, рутине, пошлости и банальности. Романтика - это означало - путешествия, опасности, крутые горы и бушующий океан, полный пиратов, ночевки в шалаше и сплав по бушующим горным рекам. Преодолевать трудности - вот романтика! Трудная стезя изыскателей-геологов то в тундре, то в пустыне. Отсутствие быта, презрение к салфеточкам-слоникам. Строительство города в дикой тайге - это была романтика, на это купилось много молодых людей... что ж, города и в самом деле построили, хотя и грязи и рутины они там наелись по горло. Но суть не в этом - суть в том, что РОМАНТИКА была отрицанием комфорта, удобства, безопасности и зажиточности. Нестись по бушующему океану, или ночевать в горах, или покорять полюса!
Песни какие пели:
Пьем за яростных, за непокорных,
За презревших грошевой уют!
В флибустьерском дальнем синем море
Люди Флинта песенку поют.
(Бригантина, слова П.Когана)
Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги...
Ну и т.д.
А что говорят нам ученые?
РОМАНТИЗМ (нем. Romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) - творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.
Романтизму свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А.С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В.А. Жуковского - в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Ведущая черта Р. - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Время распространения - конец XVIII — первая половина XIX в.
(Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель © С.П. Белокурова.)
Романтизм раскрыл необычайную сложность, противоречивость внутреннего мира человека. Для романтиков характерен интерес к сильным и ярким чувствам, человеческим страстям. Поэтому для романтизма так важна защита свободы - права человека на индивидуальные переживания и поступки.
Новым в романтизме стало и отношение к природе. Если классицизм природа интересовала как пример изначального порядка, а сентиментализм - как пример добротедетельной жизни, то для романтиков природа, во всех её хаотических и подчас жестоких проявлениях, представляла символ абсолютной свободы.
"Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге."
- писал поэт К.Н. Батюшков. Пушкина "Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю..." вы и сами вспомните. Ощущение различий между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряжённость, что составляет основу так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (Шатобриан, В.А. Жуковский). В творчестве других (например, Байрон, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.
(Wikipedia.)
Писатель-романтик не удовлетворен будничной, серой жизнью, окружающей каждого из нас, т. к. эта жизнь скучна, полна несправедливости, зла, безобразия... Ничего в ней нет необыкновенного, героического. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятиями чести и долга. Особенно притягательным для русских романтиков был Кавказ. Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди.
(Какой-то студент, вероятно тоже откуда-то содрал.)
Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII - первой четверти XIX века.
Романтизм в своих истоках - явление антифеодальное. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды.
Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других.
Короче говоря, вы поняли, надеюсь, суть, которую вкладывали в это понятие такие люди, как Александр Грин, Эдгар По и Джозеф Конрад.
А теперь что мы получим, набрав в поисковиках слово "романтика"? Рекламу комфортабельных отелей. Приз конкурса - романтическое путешествие вдвоем в ресторан - орут-надрываются ведущие-зазывалы во всяких там "любовь с первого взгляда", или билеты в романтический круиз на дорогом судне с бархатными занавесями, барами, бассейном и бильярдом.
Что может быть пошлее и что может быть противоположнее вышеописанному отрицанию сытости и мещанства? Сыто, безопасно, оплачено и сводится к сексу после обильного возлияния дорогими напитками и показу бриллиантов на вечеринках... Это еще лучший вариант, можно получить и ссылки на сайты "с девочками" или идиотские объявления-анкеты. Увы, слово совершенно потерялось. Первоначальное значение практически утрачено и осталось только у белых литературоведных мышей в рефератах о немецкой литературе конца 18 века.
Это уж безусловно романтика в первом, истинном значении: бушующее море, скалистый брег, первозданная и страшная красота дикой природы. Где ж и высаживаться на краткий отдых пиратам, как не на таком берегу, и где ж удобнее закапывать клады, составлять заговоры и клясться посвятить жизнь вечной борьбе за идеалы?
А кроме того, оно и просто красиво.
Холст, масло.