Четверг
28.11.24
22:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Оф.сайт движения MerryER г.Барнаул
Главная Регистрация Вход
Ролевые игры - Самый КУЛЬТУРНЫЙ форум г.Барнаул »
[ НОВЫЕ сообщения · Пользователи · ПРАВИЛА ФОРУМА · Найдется всё! · RSS лента ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Cruel, Волчонок  
Ролевые игры
FeanorДата: Среда, 11.06.08, 08:45 | Сообщение # 1
У нас с 01.06.08
Сообщений: 176
Репутация: 1


Пол:
Город: Барнаул
Прибывание на сайте: отсутствует
Ролевые игры

Ролевые игры (РИ) √ это и форма организации молодежного досуга, и воспитательное средство, и содержание деятельности как клубов по интересам, так и неформальных объединений. Неформальные организации, практикующие РИ как форму организации досуга, уже к началу 90-х годов получили настолько широкое распространение, что возник даже специальный внутренний термин "ролевое движение" (РД). По данным редколлегии журнала "Крылатый вестник", на данный момент в ролевом движении по стране участвуют около миллиона человек (информация опубликована во вступительной редакционной статье в КВ ╧ 2 √ 2001). По нашему мнению, эта цифра даже применительно к СНГ в целом несколько завышена, возможно, за счет включения в число т.н. "ролевиков" также и людей, занимающихся историческим моделированием ("реконструкторством") и военно-спортивным фехтованием. Однако в любом случае речь может идти о нескольких сотнях тысяч человек, и поэтому РИ могут рассматриваться и как разновидность молодежной субкультуры, и даже как определенный образ жизни.

Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения ролевых игр, следует выделить три основных направления их применения: это обучение, воспитание и отдых. Причем при использовании РИ в педагогическом процессе две первые цели обычно сливаются, а ролевая игра учебно-воспитательной направленности называется в общем "учебной ролевой игрой" (УРИ). Игры с целями третьего типа √ это уже частично описанные нами релаксационные РИ, т.е. те игры, где действие идет ради удовольствия. Цель игры √ это сверхзадача, которой подчиняется все остальное, то есть выбор играющих, тип игры, сюжет, способы моделирования и т.д. УРИ и РРИ кардинально различны потому, что и внешние, и внутренние цели УРИ лежат в реальном мире: например, учебная игра должна иметь четкий финал в виде овладения учащимся необходимыми ЗУН, а игра-тренинг должна помочь отточить развиваемые навыки. Соответственно, в данном случае игра выступает как метод, как технологический способ обучения (что, в частности, означает: если метод по какой-либо причине не сработает, можно заменить его на другой, более эффективный). У РРИ внешняя цель √ получение удовольствия, отдых. Казалось бы, в данном случае игра тоже выступает как метод релаксации. Но ее особенность состоит в том, что в РРИ участник получает т.н. функциональное удовольствие, т.е. удовольствие от самого процесса игры. Таким образом, конечная цель и процесс ее достижения сливаются. Фактически, цель РРИ √ она сама, сам факт ее течения; это самодостаточная система, своего рода "вещь в себе". Что, в частности, означает: если релаксационная игра не даст ожидаемого удовольствия, совершенно невозможно "заменить" ее каким-либо иным методом √ ведь игрокам нужна именно сама игра как таковая.

Класс ролевых игр, предназначенных для психотехнического воздействия на человека, нами не рассматривается: это отдельная дисциплина психологического или психиатрического порядка, некое продолжение работ психиатра Дж.Морено. В таком виде игры могут быть очень полезны для психокоррекции, но это слишком специальные техники, которыми не рекомендуется пытаться заниматься непрофессионалам.

По виду внутренних целей игры можно различить следующие их варианты. Они коррелируются с делением игр по протяженности:

- игры с конкретной конечной целью, по достижении которой группой игроков или отдельным игроком они или он объявляются победителями и игра прекращается;

- игры с промежуточными финалами и открытым концом. Их сценарий обычно имеет ограничение по времени проведения игры. Каждый игрок или группа игроков имеют свою конкретную цель, однако ее выполнение не является концом игры: появляются новые цели и игра продолжается. Игры этого типа могут быть "многосерийные";

- игры "нон-стоп", то есть непрерывно идущие в режиме реального времени, где игра совмещается с обычной жизнедеятельностью человека.

По источникам или по методу создания (по близости игрового мира к реальности) игры делятся на:

- условные игры. Здесь игровая ситуация полностью изобретается мастером (по устоявшейся в клубах РРИ терминологии, "мастер" √ человек, подготовивший и проводящий РРИ, т.е. автор и ведущий игры);

- игры по книге, обычно фантастической;

- игры с реальным первоисточником, обычно историческим.

Отметим, что в играх по реальным источникам весь антураж обычно строго регламентирован, поэтому готовить такую игру легче (есть реальные аналоги), а при ее проведении гораздо меньше возможность выпадания игроков из контекста игры.

Следующий тип классификации РИ √ по степени погружения в игру. Он включает масштабность, объем отыгрыша и техническую сложность организации игры:

1). Настольные игры. Проводятся как правило на игровом поле или доске ("на столе"). Обычно требуют заранее нарисованной карты или поля. Личного персонажа в данных играх нет; атрибутика, пространство и время не моделируются. В этом они приближаются к иным настольным играм типа шахмат и т.д.

2). Словесные игры. Проводятся обычно в масштабах комнаты. Часто сочиняются мастером на ходу, в этом случае материальная подготовка минимальная: требуются ручка, блокнот и игральный кубик. Развернутые варианты используют карты, фиксированные системы обсчета событий и заранее подготовленные сюжетные модули. В играх такого типа отыгрывается персонаж, то есть необходимо представление себя в некой роли в неких внешних обстоятельствах. Время частично реально (в основном, в диалогах). Очень редко отыгрываются пространство, предметы (атрибутика) и действия.

3). Павильонные или кабинетные игры ("павильонки" или "кабинетки"). Проводятся в границах нескольких комнат, максимум √ одного здания. Требуют специальной подготовки и организации в виде создания правил и организации внешнего антуража. В играх этого типа отыгрываются персонажи; атрибутика, пространство, время и действия по возможности реальны;

4). Игры на местности. Существуют т.н. полигонные, т.е. с выездом в определенное место (обычно в лес) и городские, которые проводятся, как правило без отрыва от реальной жизни, игры. В любой из подобных игр нужны правила и внешняя атрибутика типа костюмов, предметов, иногда оружия. В полигонной игре, кроме того, требуется специальная подготовка местности и организация проживания, то есть там присутствует туристическая составляющая. В играх этого типа отыгрываются персонажи, атрибутика и большинство действий. Пространство и время могут быть как реальны, так и условны для динамичного моделирования больших социальных систем.

По степени сценарности и мастерского контроля (имеется в виду контроль за прохождением сюжета) игры делятся на следующие типы:

- без сюжетного контроля. На подобных играх мастера следят исключительно за выполнением правил, либо, если играют высококвалифицированные сознательные игроки, вообще ограничиваются функцией наблюдателей;

- с общим контролем и промежуточными информационными вводными. Осуществляется периодическое "вбрасывание" в игру новой информации для управления сюжетом;

- с жесткими вводными для отдельных игроков (команд). Здесь определенные игроки или даже целые команды заранее получают обязательные для выполнения инструкции, касающиеся обычно моделирования поведения их персонажей;

- с мастерскими персонажами (игротехниками). В игру вводится определенное количество т.н. игротехников, т.е. людей, целенаправленно ведущих сюжет в определенную сторону внутриигровыми методами;

- с заранее подготовленными сценками ("театралками"). Отдельные игроки, команды или игротехники заранее репетируют постановочные сценки, которые развертывают в процессе игры по команде мастеров;

- сценарная / постановочная игра с минимумом свободы у игроков. Данная игра приближается к театральному действию тем, что общий ход ее сюжета жестко задан изначально. Отличается же она тем, что, хотя течение и иногда финал такой игры заранее предопределены, но в рамках конкретных действий игроки совершенно свободны. Боле того, на подобной игре нет зрителей, потому что общая масса фоновых персонажей, хоть и не способна существенно повлиять на ход сюжета, но все же находится в игре.

По методу разрешения игровой задачи. Каждая игра в целом обычно имеет доминирующий метод решения игровой задачи, и по этому признаку делится на следующие типы:

- боевая. Моделируются главным образом сражения. Игровая цель выполняется при победе одной группировки над другой. Игроки при этом, кроме удовольствия от игры как таковой, получают пользу от возникающих в процессе игрового боя физических нагрузок;

- интрижная или политическая. Моделируются сложные межчеловеческие и межгосударственные взаимоотношения. Игровая цель каждого игрока может быть выполнена в том случае, если он проведет некоторую "политическую" работу: например, по привлечению к себе сторонников, по дискредитации противников, по организации переговоров и т.д. Полезный эффект подобной игры обусловлен получаемым игроком опытом межчеловеческих взаимодействий.

- информационная. Моделируется некоторая задача, т.е. проблема, которую требуется решить с помощью определенного алгоритма. Для выполнения игровой цели √ решения этой задачи √ игроку обычно приходится применить не только комплекс каких-либо специальных знаний, а творчески подойти к проблеме в целом.

По стилю бывают: игра-действие, игра-состояние и игра-изображение. Действие √ это игра на выигрыш. Суть такой игры √ более или менее целеустремленное движение к закономерному результату. В теории считается, что обычно этот путь выбирают люди с абстрактно-логическим типом мышления, т.н. "целевики". В реальности же на игре его, как и в жизни, выбирает большинство. Таким образом, игра-действие √ самый банальный и самый распространенный вариант стиля игры (речь идет как о стиле поведения игроков, так и о стиле построения самой игры).

Состояние √ это игра на психологическую вживаемость или хотя бы на полноценное отыгрывание имиджа. Ее смысл √ эмоциональные переживания, стремление вжиться в роль, постичь дух персонажа и игрового мира. Обычно этот стиль игры выбирают люди с художественно-эмоциональным типом мышления, т.н. "имиджевики". Наиболее ярко подобный стиль проявляется в игре-мистерии (по другой терминологии, психодраме). В ней внешняя канва игровых событий жестко задана, обычно в такой игре инсценируется фрагмент какой-либо книги. А задачей и целью игроков является "внутренняя игра", т.е. воссоздание психологических переживаний их персонажей и восприятие их как своих собственных.

Изображение √ это игра-модель, игра-отыгрыш, √ но не в театральном смысле, как игра-состояние, а в социальном: то есть отыгрываются системы, а не состояния. Иначе говоря, строятся и запускаются определенные социальные, а не личные модели.

Отметим, что обоснованность выделения игры-изображения в отдельный класс стоит под вопросом: с одной стороны, в игре на выигрыш для построения игрового мира как раз обычно и используются более или менее работоспособные модели; с другой √ полноценное изображение неких действий сливается с их проживанием. И таким образом "изображение" превращается либо в "действие", либо в "состояние". Можно, конечно, представить игру, сделанную исключительно для моделирования развития какой-то системы, откуда целенаправленно удалены эмоциональная и лично-деятельностная составляющая, а сюжет состоит именно в прокручивании и отладке модели. Но подобная игра будет уже ближе к исследовательской работе. Поэтому вопрос о существовании отдельного четко выделенного класса "игр-изображений" в рамках системы учебных и релаксационных РИ остается открытым.


Feelings: привет, если ты считаешь себя анимешником, то ответь на один вопрос:
допустим началась война Россия VS Япония, ты на чью сторону встанешь? и не считаешь ли ты что Аниме это ЗомБизнес?
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования
При любом использовании материалов сайта, ссылка на MerryER.my1.ru обязательна.|Copyright Оф.сайт MerryER © 2024